Совокупное предложение представляет собой все количество материальных благ и услуг, которое предприятия предлагают на рынке населению, государству и друг другу. К факторам, влияющим на совокупное предложение, относят:

  1. изменение цен на ресурсы — их повышение ведет к увеличению издержек производства и, как результат, к понижению совокупного предложения;
  2. рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и расширению совокупного предложения;
  3. изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.

Совокупное предложение зависит:
- от размера затрат;
- от изменений на рынках труда, капитала, земли и других природных ресурсов;
- от изменений в технологии и производительности труда.

Совокупное предложение — общее количество товаров и услуг, произведённых в экономике (в стоимостном выражении). Часто используется как синоним ВНП (или ВВП). Состояние совокупного предложения в первую очередь зависит от состояния издержек производства на единицу продукции, что оказывает прямое воздействие на величину цен товаров и услуг. В свою очередь, это оказывает огромное воздействие на деловую активность самых различных отраслей производства, поскольку речь идет о величине прибыли и соответствующей рентабельности производства. Конечно, факт снижения издержек производства на единицу производимой продукции для объяснения изменений в росте производства не вызывает сомнений. Однако за этим фактом скрывается огромная творческая работа на самых различных уровнях экономической жизни страны. Снижение издержек возможно только при росте общественной производительности труда, что в свою очередь предполагает использование более совершенной технологии производства, организации и управления бизнесом, существование рациональной отраслевой производственной структуры, гармоничное взаимодействие производственной и внепроизводственной сфер деятельности, стабильное социально-экономическое положение в стране. Кривая совокупного предложения (AS) показывает, какой объём совокупного выпуска может быть предложен производителями при разных значениях общего уровня цен. Форма кривой по-разному интерпретируется в кейнсианской и классической экономических школах.

 

Совокупное предложение – это сумма стоимости всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг, которые находятся в прямой зависимости от уровня цен.

Неценовые факторы совокупного предложения.

1)    Изменения в ценах фактора производства. При росте з/п., ренты, %  и прибыли происходит рост издержек производства, что уменьшает предложение и сдвигает кривую «АS» влево и наоборот.

2)    Изменения в производительности труда. При повышении вправо и наоборот.

3)    Техническое развитие производства. При повешении вправо и наоборот.

4)    Увеличение налогов и субсидий: рост налогов влево и наоборот, рост субсидий вправо и наоборот.

5)   Функция долгосрочного совокупного предложения имеет вид:

6)   AS = AS (L, К, H, N, τ),

7)   где L —труд,

8)    К — физический капитал,

9)   H — человеческий капитал,

10)         N — природные ресурсы,

11)         τ — технологические знания.

12)         Увеличение количества и(или) совершенствование качества экономических ресурсов сдвигает кривую долгосрочного совокуп­ного предложения вправо, что означает экономический рост. Соответственно уменьшение количества и(или) ухудшение качества экономических ресурсов обусловливает сокращение производственного по­тенциала экономики и уменьшение величины потенциального объема вы­пуска (сдвиг кривой LRAS влево).

13)        

14)         Рис. 3 Последствия увеличения совокупного предложения

15)         в модели ADAS