Совокупный спрос (aggregate demandAD) пред­ставляет собой сумму спросов всех макроэкономиче­ских агентов (домохозяйств, фирм, государства и иностранного сектора) на конечные товары и услуги. Компонентами совокуп­ного спроса выступают:

• спрос домохозяйств — потребительский спрос (consumption de­mand – С);

• спрос фирм — инвестиционный спрос (investment demand  I);

• спрос со стороны государства – государственные закупки товаров и услуг (government spendingG);

• спрос иностранного сектора – чистый экспорт (demand for net export Xn).

Поэтому формула совокупного спроса имеет вид:

AD = C + I + G + Xn.

Она похожа на формулу подсчета ВВП по расходам. Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то вре­мя как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты. Величина этих совокупных расходов, т.е. величина совокупного спроса зависит прежде всего от уровня цен.

Величина совокупного спроса представляет собой то количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономически­ми агентами при каждом возможном уровне цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т.е. тем меньше рас­ходов будут намерены сделать все макроэкономические агенты на покупку конечных товаров и услуг.

Кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег (также называемого уравнением обмена), которая появилась еще в XVIII в. и развивалась в работах Д. Юма, а позже Д. Рикардо, Ж.-Б. Сэя, А. Маршал­ла и т.д.:

MV = PY,

где М – масса (количество) денег в обращении,

V – скорость обращения де­нег (величина, показывающая количество оборотов, которое в среднем со­вершает за год одна денежная единица, или количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица),

Р – уровень цен в эко­номике,

Y – реальный ВВП.

Из уравнения количественной теории денег при заданных М и V (т.е. при прочих равных условиях) получаем обратную зависимость между вели­чиной ВВП и уровнем цен:

Y = MV/P.

Это означает, что ценовой фактор (изменение уровня цен) влияет на совокупный спрос, обусловливая движение вдоль кривой AD.

Рис. 2.  Последствия увеличения совокупного спроса

в модели ADAS

Совокупный спрос – совокупное предложение.

Совокупный спрос – это общая сумма спросов на конечную продукцию или реальный объём национального производства, который все потребители готовы купить при любом возможном уровне цен.

Совокупный спрос формируется 4мя секторами экономики и включает:

1) потребительский спрос – это совокупный спрос всех домашних хозяйств;

2) спрос на товары и услуги со стороны государства;

3) спрос на инвестиционные товары;

4) спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств (чистый экспорт).

На основании анализа совокупности спроса графически строится кривая «АD».

Кривая «АD» обратная зависимость между реальным объёмом  ВНП и уровнем цен на продукцию ВНП.

Неценовые факторы совокупного спроса:

1) Увеличение потребительских расходов вследствие роста реального дохода   приводит к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой вверх и вправо.

Реальный доход может вырасти вследствие повышения стоимости ценных бумаг или снижению ставок подоходного налога.

Реальный доход снижается вследствие увеличения задолженности по кредитам и увеличения ставок подоходного налога.

2) Изменения в инвестиционных расходах. Факторы роста инвестиции.

    а) снижение %ой ставки;

    б) ожидание высокой прибыли от инвестиции;

    в) уменьшение налогов;

    г) внедрение новых технологий.

Рост инвестиций сдвигает кривую «АD» вправо и наоборот.

3) Изменение государственных расходов.

Сокращение государственных программ снизит спрос и сдвинет кривую «АD»  влево и наоборот.

1)      Динамика чистого экспорта (дешёвый экспорт – увеличение чистого экспорта и сдвинет кривую вправо и наоборот).