2.4 . Виды рынков и их структура

 

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Экономические агенты возникают на «большом» рынке как собственники экономических ресурсов (труда, земли, капитала, предпринимательских способностей, знаний). Через соответствующие рынки они продают фирмам свои ресурсы, получая за это доходы.

Производители используют приобретённые ресурсы для организации производства продукции, которую затем продают на рынках продукции. Здесь она приобретается потребителями за их доходы.

Любой рынок можно дробить на всё более узкие. Так, если в рынках ресурсов выделить рынок труда, то он, в свою очередь, состоит из рынков по группам специализаций (машиностроители, работники транспорта, финансисты и т.д.) и по отдельным специальностям.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объёме рынка.

Совокупность всех рынков, расчленённых на отдельные элементы на основе самых разнообразных критериев, образует систему рынков.

Критерии для характеристики структуры и системы рынков.

Ι. По объектам

1.Рынок товаров и услуг.

2.Рынок труда.

3.Рынок средств производства (физический капитал).

4.Рынок ценных бумаг, валюты.

5.Рынок информации.

6.Рынок инновации и т. д.

 

ΙΙ. По субъектам

1. Рынок покупателей (предложение > спрос).

2. Рынок продавца (спрос > предложения).

3. Рынок государственных учреждений.

4. Рынок промежуточных продавцов (товары приобретаются для перепродажи).

 

ΙΙΙ. По географическому положению

1. Местный (локальный).

2. Региональный.

3. Национальный.

4. Мировой.

 

ΙV. По уровню насыщения

1. Равновесный.

2. Дефицитный.

3. Избыточный.

 

V. По степени зрелости

1. Неразвитый рынок.

2. Развитый рынок.

3. Формирующийся рынок

 

VI. По степени ограниченности конкуренции

1. Свободный рынок.

2. Монополистический рынок.

3. Олигополистический рынок.

4. Смешанный рынок.

 

VII. По соответствию действующему законодательству.

1. Легальный рынок.

2. Нелегальный («чёрный» и «серый») рынок.

 

VIII. По отраслям.

1. Автомобильный.

2. Компьютерный и т.д.

 

IX. По характеру продаж.

1. Оптовый рынок.

2. Розничный рынок.