8.2. Ценообразование в условиях олигополии

 

Структура рынка, при которой несколько независимых фирм удовлетворяют общий спрос множества потребителей, называется олигополией. Олигополия включает в себя многообразие рыночных ситуаций. По охвату доли рынка можно выделить жесткую (2-3 фирмы на всем рынке) и расплывчатую (6-7 фирм делят 70-80% рынка) олигополию. По типу продукции различают чистую (производится однородная продукция, цена на которую единая, например цемент, сталь, продукция химической промышленности) и дифференцированную олигополию (продукция различная, но одного функционального назначения, цены распределены по ценовым кластерам). Существуют и различные организационные формы олигополий. Существование множества видов или типов олигополии мешает выработке единой рыночной модели, объясняющей рыночное поведение олигополии.

Для олигополии характерны ограничения доступа на рынок, которые связаны с эффектами масштаба, экономией на издержках,  существованием патентов и лицензий, большими расходами на рекламу.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно решение не может быть принято без учета и оценки возможных ответных действий конкурентов, то есть каждая фирма должна учитывать реакцию конкурентов. Таким образом, для анализа олигополии надо вводить дополнительную поведенческую предпосылку. Существует стандартный набор таких предпосылок (по Курно, по Бертрану, и т. д.). Действия фирм-конкурентов – это дополнительное ограничение, которое фирма должна учитывать при определении своей стратегии.

Следовательно, принятие решений олигополий зависит от величины издержек, спроса и ответной реакции конкурентов.

Поскольку не существует единой модели олигополии, то экономисты разработали ряд моделей олигополистического ценообразования.

Модель Курно* основалась на следующих предпосылках:

·               На рынке присутствует две фирмы.

·               Каждая фирма, принимая свое решение, считает P и Q конкурента постоянными.

Пусть на рынке действуют две фирмы X и Y. Как определяет  P и Q фирма Х? Они зависят:

1. От издержек.

2. Спроса, который зависит от поведения потребителей и фирмы Y. А как поведет себя фирма Y, фирма Х не знает, она только может предполагать варианты ее действий и соответственно планировать свой выпуск.

Поскольку рыночный спрос (D) есть величина заданная, то расширение производства фирмой Y вызовет сокращение спроса на продукцию Х. Цена и объем будут снижаться соответственно от Р0 до Р2 и от Q0 до Q2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


          Рис.59                                                Рис.60

 

Определим Р0, Р1, Р2; Q0, Q1, Q2 , используя правило MR=MC (рис.59).

Аналогично можно построить графики и для фирмы Y в зависимости от действий фирмы Х.

Объединив эти графики, получим кривые реакции обеих фирм на поведение друг друга (рис.60).

Предполагается, по Курно, что в этих условиях фирма ведет себя пассивно, то есть сдается, а именно снижает P и Q, но фирма может занять и активную позицию. Но такую ситуацию модель Курно не рассматривает. Реакция фирмы на изменение цен конкурентами отражается в модели изогнутой кривой спроса, которая была предложена в 1939 г. американцами Р. Холлом, К. Китчем и П. Сунзи.

 В современной экономической литературе выделяют четыре модели олигополистического ценообразования[1]:

1.           Ломаная кривая спроса.

2.           Ценообразование, обусловленное тайным соглашением.

3.           Лидерство в ценах.

4.           Ценообразование по принципу «издержки плюс».

 



* Курно – (1807–1877гг.) -  французский экономист.

[1] Подробнее об этом см. Макконнелл К.Р. и Брю С.Л. Экономикс принципы, проблемы и политика. В 2 т..2-М.: Республика, 1992.-, С. 124-141.