8.1. Определение объема и цены производства

в условиях чистой монополии

 

Абсолютная или чистая монополия существует тогда, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет заменителей, то есть субститутов. Характерными чертами монополии являются:

1.           Единственный продавец, отрасль, состоящая из одной фирмы.

2.           Нет близких заменителей, поэтому продукт фирмы является уникальным. Для покупателя это означает отсутствие приемлемых альтернатив.

3.           Монополия «диктует» цену. Фирма в условиях совершенной конкуренции не может диктовать цены, она только «соглашается» с рыночной ценой, поскольку на долю фирмы приходится лишь незначительная доля совокупного предложения. Монополист может контролировать цену, поскольку он выпускает большой объем предложения. И если спрос падает, монополист будет уменьшать не цену, а предложение.

Монополия применяет ценовую дискриминацию, то есть

фирма устанавливает различные цены на одни и те же товары в зависимости от условий продажи и для разных категорий покупателей. Ценовую дискриминацию фирма может использовать при выполнении двух условий:

·              Фирма должна обладать достаточной монопольной силой.

·              Должна отсутствовать возможность перепродажи.

4. Монополия ограждает свой рынок, вступление в отрасль заблокировано. Барьеры могут быть экономические, технические, юридические. К барьерам относятся:

- Крупные размеры капитала, при которых может быть достигнуто эффективное, малозатратное производство. Мелкие фирмы в этих условиях не могут проникнуть на рынок и выжить на нем, они не смогут получить экономию на издержках

- Предприятия общественного пользования (вода, газ, электро-энергия, автобусные фирмы). У них большие постоянные издержки. И им не выгодно сокращение рынка в связи с появлением конкурента.

- Патенты и лицензии - легальные барьеры для вступления в отрасль:

- Собственность на важнейшие виды сырья. Фирма, владеющая сырьем, может препятствовать созданию конкурирующих фирм. Банки также могут поставить преграды.

- Нечестная конкуренция, то есть конкуренция, осуществляемая посредством агрессивных жестких действий: дискриминация продукта конкурента; давление на поставщика ресурсов и банки; переманивание ведущего персонала фирмы; продажа товаров по демпинговым ценам.

Монополия является фирмой, имеющей бюджетное ограничение и стремящейся максимизировать прибыль. Фирма принимает решения, сравнивая дополнительные (предельные) выгоды, предельный доход и дополнительные предельные затраты (издержки). В условиях несовершенной конкуренции продажи можно увеличить, снижая цену. Монополист заинтересован в том, чтобы подобрать оптимальный объем производства либо подобрать цену к целевому объему производства так, чтобы прибыль была наивысшей. Анализируя монополистическое ценообразование можно сделать следующие выводы:

1.           Монопольная цена не произвольна, она не является максимально возможной из всех цен, а определяется характером издержек и условиями спроса.

2.           Но монопольная цена всегда выше, чем в условиях совершенной конкуренции.

 

Ценообразование в условиях чистой монополии

 

  Монополист контролирует рынок. Валовой доход монополиста равен произведению цены на объем.

TR=P·Q,

 

где TR – величина переменная, при увеличении выпуска продукции от Qв до Qa он увеличивается, а потом (от Qа до Qс) уменьшается. Цены (от Рв, Ра, Рс) постоянно уменьшаются (рис.55).

Нисходящий вид кривой спроса означает,  что монополист может увеличить свои продажи только путем снижения цен.

Наклон этой кривой  свидетельствует о власти монополии на рынке.

MC, MR и AC имеют для монополиста такое же  содержание, как и для совершенного конкурента.

Но если в условиях  совершенной конкуренции MR=P, так как любую единицу продукции фирма будет продавать по одной и той же рыночной цене, то в условиях чистой монополии MRP, так как для того, чтобы увеличить объем продаж фирма вынуждена снижать цену.

 

             Рис. 55

 

Предположим, что Р1=142 фирма продает Q1, а по Р2=132 – Q2 (рис.56) Q1=1, а Q2=2.

 

MR2=P2-( P1- P2 )=132- (142-132)=122

MR<P

Графически это будет означать, что кривая MR будет располагаться под кривой спроса ДД (рис.57).

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 56                                                                       Рис.57

 

 

Положение фирмы, максимизирующей прибыль

в условиях чистой монополии

 

Зная кривые предельных и средних издержек найдем графически положение равновесия фирмы монополиста (рис.58). Чтобы максимизировать прибыль фирма должна достичь такого объема производства, при котором MR=MC. Это правило действует на всех рынках.

Используя это правило, определим Qm и Pm  (см.определение Q и P в краткосрочном периоде)

Pm – монопольная цена;

Qm – объем производства в условиях монопольного рынка.

Pm и Qm  определяют, используя правило MC=MR.

Для совершенной конкуренции Pc и Qc определяем так же, используя это

     Рис.58

 

правило. Но поскольку MR=P, то надо взять точку F1 (точку пересечения MC и DD). Монопольная прибыль есть разница между валовым доходом (TR= Pm·Qm) и валовыми издержками(ТС=АС·Qm).

Итак, монополист, по сравнению с рынком свободной конкуренции, предлагает рынку меньше продукции и по более высокой цене.

 

 

Монопольная власть зависит:

1.От jт эластичности спроса. Имея информацию об эластичности спроса (Ер), а также данные о предельных издержках (МС),можно рассчитать цену продукции:

 

 

А. Чем выше (Еp) эластичного спроса, тем больше фирма-монополист приближена к совершенной конкуренции.

Б. При неэластичном спросе у монополиста есть возможность взвинчивать цену. Разница между Р и MR зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, чем больше эластичен спрос, тем меньше разница между Р и MR. В условиях совершенной конкуренции MR=P. Спрос на продукцию фирмы является совершенно эластичным. В условиях чистой монополии разница между Р и MR является определяющим показателем власти монополии.

2. От количества фирм на рынке.

Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:

М=р²1+ р²2+…+ р²n;

 

 где М – показатель концентрации;

р²n – % доля на рынке каждого производителя (i=1…n)