7.1.Условия максимизации прибыли в краткосрочном

периоде

 

В краткосрочном периоде фирма, располагая неизменным оборудованием, пытается максимизировать свои прибыли (или минимизировать свои убытки) приспосабливая свой объем производства посредством изменений величины переменных ресурсов, которые она использует. Поскольку экономическая прибыль есть разница между валовым доходом (TR=P·Q) и валовыми издержками (TC), то увеличить ее фирма может путем увеличения TR и снижения TC. Но поскольку на рыночную цену фирма влиять не может, то она должна манипулировать объемом производства.

 Существует два подхода к определению уровня производства, при котором фирма может получить максимальную прибыль. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек (принцип сопоставления валового дохода и валовых издержек). Второй предполагает сравнение предельных издержек (MC) и предельного дохода (МR) – правило равенства MC и MR.

 

Принцип сопоставления валового дохода (TR) и валовых издержек(TC)

Перед любым производителем стоят три вопроса:

1.           Следует ли фирме производить? Фирме следует осуществить производство в краткосрочном периоде, если она может получить либо:

        а) экономическую прибыль;

б) убыток, который будет меньше, чем ее постоянные издержки.

(При объеме производства, равном нулю, ее убытки будут равны постоянным издержкам).

2.           Сколько продукции следует производить? Такой объем продукции, который максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

3.           Как можно рассчитать прибыль или убытки? Здесь также возможны варианты.

Первый вариант. Случай максимизации прибыли. Надо выбрать такой объем производства, при котором экономическая прибыль имеет максимальную величину. Построим графики TR и ТС (рис.45).

 

                                                                        

                                            Зона убытков (так как TC<TR)

                                

 

                                   

 

                                       Зона прибыли (так как TR>TC

A

 
)

                 

                                          Зона убытков (так как TC>TR)

 

 

                          

 

                         Рис. 45

 

 

При Q=0 TC равны постоянным издержкам, так как переменные издержки равны 0. Точки А и Б – мертвые (критические) точки, экономическая прибыль при Q1=Q2 равна нулю, так как TC = TR.

Второй вариант: Случай минимизации убытков. Издержки не меняются, а TR изменится, так как снизилась рыночная цена. Построим новые графики TR=TC.При такой рыночной цене все объемы производства будут приносить убытки.

Но фирма не закроется в краткосрочном периоде. Почему? Потому что, осуществляя производство, фирма будет иметь убытки меньше, чем если бы она закрылась. При объеме равном 0, ее убытки равны постоянным издержкам. Фирма, следовательно, должна выбрать такой объем, при котором ее убытки будут минимальны, то есть меньше постоянных издержек (TC-TR)<TFC (рис.46).

 

 

 

 

 

                         Рис.46

Третий вариант. Случай закрытия фирмы. Предположим, что рыночная цена продолжает падать. Издержки остались прежние, а валовой доход будет меньше. При всех уровнях производства убытки будут превышать постоянные издержки (TC-TR)>TFC. Минимизировать убытки фирма может, только прекратив свое существование (рис. 47).

                         Рис.47

 

Правило равенства предельного дохода (MR) предельным издержкам (MC.) Предельный доход – это доход, полученный при реализации каждой последующей единицы продукции. MR=TRn-TRn-1. И в условиях совершенной конкуренции он равен рыночной цене.

 MR=TRn-TRn-1=P·Qn-P·Qn-1= Р(Qn-Qn-1); но поскольку Qn-Qn-1 =1, тогда MR=P.

Фирма будет максимизировать прибыль, производя такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

При Q1 (P>MC) фирма недополучит доход.

При Q2  (MC>P) доходы фирмы будут сокращаться, так как от дохода, полученного при Q, следует вычесть убытки, полученные при увеличении объема ( от Q до Q2), поскольку МС > Р (рис.48)

 

 

 

                   Рис.48

 

  Три отличительные черты этого правила.

1.           Правило предполагает, что фирма предпочтет производить, нежели закрыться при MR=MC, но MR>AVC (средних переменных издержек).

2.           Правило MR=MC действует на всех рынках и для любых фирм (чисто конкурентных или монополистических).

3.           Правило MC=MR можно сформулировать в несколько ином виде, если применять его к чистой конкуренции, так как в условиях чистой конкуренции MR=P, то MC=Р, то есть чтобы максимизировать прибыль надо производить такой объем производства, при котором Р=МС (определение оптимального объема выпуска продукции).

 

 

1.                Максимизация прибыли. Совокупная (валовая) прибыль – это разница между валовым доходом и валовыми издержками. А прибыль на единицу продукции – это разница между ценой и

                              Рис.49

АТС (средними валовыми издержками). Следовательно, прибыль будет, если Р>АТС

Используя правило MR=MC находим Q , это условие является необходимым, но недостаточным, чтобы фирма могла получить прибыль необходимо, чтобы   Р>ATC

 

2. Минимизация убытков. MR=MC (P=MC) – это условие необходимое, но недостаточное. Чтобы фирма могла минимизировать убытки нужно, чтобы P>AVC  (средних переменных издержек). Тогда за счет цены покроются все  переменные издержки и часть постоянных, то есть убытки будут,

         

           Рис.50

 

но они будут меньше, чем при Q=0 (они равны постоянным издержкам) (рис.50).

 

3.Закрытие фирмы. Используя правило MR=MC, находим объем выпуска продукции (рис.51). Если при этом QP меньше AVC (средних переменных издержек), то убытки будут больше постоянных издержек, так как за счет цены фирма не покрывает переменных издержек, и ее убытки будут равны постоянным издержкам и части переменных издержек, то есть они будут больше, чем при Q=0. В этих условиях фирме следует уйти с рынка.

 

               Рис.51

                                      

Применение правила P=MC (MR=MC) показывает, что отрезок кривой МС фирмы, который лежит выше AVC (их минимума), является кривой предложения фирмы в краткосрочном периоде.