5.2.Понятие предприятия (фирмы)

 

В хозяйственной практике понятие «предприятие» и «фирма» имеют некоторые отличия. Предприятие выражает технологические и организационные аспекты хозяйственной деятельности субъекта. Фирма – более общее понятие, включающее, помимо указанных факторов, и правовой. Для осуществления своей деятельности предприятие формирует имущество, которое может принадлежать ему по праву собственности либо полного хозяйственного ведения. Источниками имущества предприятия являются денежные и материальные взносы учредителей предприятия, доходы от реализации продукции (работ, услуг); ценные бумаги и доходы по ценным бумагам; капитальные вложения и дотации от бюджетов различных уровней; благотворительные взносы и т. п.

Если предприятие имеет свои расчетный счет в банке, печать, совершает различного рода операции и заключает сделки, но существует за счет средств другого предприятия или государства, то можно говорить только об оперативно-хозяйственной самостоятельности. И только эффективная деятельность и ее результат – стабильное финансовое положение - дают предприятию экономическую самостоятельность. Однако залогом становления самостоятельности служит его выделение в виде юридического лица. Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, счет в банке, право ведения договорных отношений.

Предприятие обладает следующими признаками:

1. Организационное единство – это организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленными в учредительных документах.

2. Обособленное имущество – предприятие имеет собственное имущество, состоящее из основных и оборотных средств, самостоятельно приобретает имущество, учитывает его, реализует, списывает, платит налог на имущество.

3. Имущественная ответственность – предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон.

4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени – предприятие, как и человек, должно быть узнаваемым и отличаемым от других предприятий.

Предприятию дают наименование, по которому оно приобретает и отчуждает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде арбитражном и третейском в ролях истца и ответчика.

Фирма выступает как юридическое лицо, обладающее собственностью и производящее на рынок товары и услуги. Важным моментом становления фирмы является финансирование. Предприниматель должен оценить свои финансовые возможности (собственный капитал, прибыль), потребность в заемных средствах, источники и условия получения кредитов. По данным консультационных фирм типичное финансирование фирмы за счет внутренних и внешних источников распределяется следующим образом: на долю внутренних приходится 60%, на долю внешних – 40%.

Финансовое положение фирмы анализируется на основе ее годового отчета, который представляет баланс (равенство) активов и пассивов. К активам относятся основной и оборотный капитал, готовые изделия, складские запасы, наличные деньги, векселя, счета и пр. Пассив включает учредительский (акционерный) капитал, нераспределенную прибыль, кредитные обязательства, резервы.

Предполагая выпускать тот или иной продукт, фирма проводит исследование рынка. Она оценивает, во-первых, потенциальный спрос или потенциальную емкость рынка в данном регионе за определенный промежуток времени, во-вторых, оценивает собственную долю рынка, которую она надеется получить, в-третьих, подсчитывает возможный объем продаж. Необходимо при этом рассчитать прямую и перекрестную эластичность спроса по цене, доходу и качеству. Интересует фирму и прогноз тех изменений, которые могут произойти на рынке, т.е. прогноз рыночной конъюнктуры. Существуют два типа конкурентных преимуществ*: либо фирма должна ориентироваться на снижение издержек, либо создать продукт, отличный от продукта конкурента. Выбор стратегии конкуренции зависит от возможностей, которыми располагает фирма (оборудование, квалификация работников и уровень их заработной платы).

Для того чтобы усилия предпринимателя увенчались успехом, необходимо:

1) желание идти на риск;

2) быть готовым к любым возможностям, предоставляемым рынком;

3) создать новые возможности путем использования новых технологий и новшеств в организации.

По-разному поведение фирмы определяют различные теории фирмы:

1) традиционная теория фирмы (теория максимизации прибыли);

2) менеджериальная теория фирмы (теория максимизации дохода от продаж);

3) теория максимизации роста;

4) поведенческие теории фирмы (теорий множественности целей).

 



* Предложил американский экономист М. Портер.