Понятие «предприниматель» появилось в XVIII веке. Первоначально оно ассоциировалось с понятием «собственник». Предприниматель - собственник, идущий на экономический риск ради реализации какой-либо коммерческой идеи и получение прибыли (А. Смит). К. Маркс также рассматривал предпринимательство в качестве функции собственника.

Но с развитием кредита произошло отделение капитала – собственности от капитала – функции. Банки не являются собственниками всего капитала, да и предприниматели используют не только свой капитал. В этих условиях предприниматель трактуется в качестве экономического агента, комбинирующего факторы производства с целью получения максимальных хозяйственных результатов (Жан-Батист Сэй). 

Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходимую комбинацию личной выгоды с общественной пользой с целью получения прибыли. Предпринимательство определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединения для получения прибыли на основе сочетания личной выгоды и общественной пользы, осуществляемая на свой риск и под свою имущественную ответственность. Но предпринимательство – это не просто особый вид деятельности, это еще определенный стиль и тип поведения, слагаемыми которого являются инициатива, поиск нетрадиционных решений, масштабность и риск, деловая хватка.

Предприниматели – это те хозяйствующие субъекты, чье поведение на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового – это открытие новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг, использование новых финансовых и материальных ресурсов, внедрение организационных новшеств.

Предприниматель – источник и движущая сила творческой активности и предприимчивости.

Известный австрийский экономист И. Шумпетер (1883-1950 гг.) отмечал, что предпринимательство – это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Предпринимателя сравнивают с линзой, фокусирующей энергию других. Суть предпринимательства составляет свобода и организационное новаторство.

В современной литературе предпринимательство рассматривается через призму хозяйственного искусства, экономического и организационного творчества, свободного проявления инициативы, новаторства, готовности к риску и т. д. ради получения прибыли.

 

Условия возникновения предпринимательства и его признаки

 

1. Условием и признаком предпринимательства является наличие у хозяйствующего субъекта определенной совокупности свобод и прав – по выбору вида хозяйственной деятельности, формированию производственной программы, выбору источников финансирования, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжению прибылью и т, т. е. предприниматель должен быть экономически обособленным субъектом хозяйствования.

2. Признаком предпринимательской деятельности является ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли. Но для того, чтобы предпринимательская деятельность была успешной, необходимы определенные социально-экономические условия – деньги, товары, капитал, конкуренция – т. е. все атрибуты рыночной системы хозяйствования и ее микроструктуры.

3. Предпринимательство предполагает ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Деятельность, не связанная с ответственностью за принимаемые решения и их последствия, – это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению.

4. Свободное предпринимательство предполагает многообразие форм, видов и типов собственности, а следовательно, присвоения.

5. Правовым условием предпринимательской деятельности является наличие законов, регламентирующих предпринимательскую деятельность.

Перечислим факторы предпринимательства:

1.                                                                                                                                    внешние:

а) природно-демографические;

б) социально – культурные;

в) технологические;

г) институциональные;

д) правовые;

2.                                                                                                                                    внутренние:

а) развитость отношений собственности;

б) внутренняя организация.

Большинство решений, принимаемых предпринимателем, связаны с риском. А ради чего рискует предприниматель? Каковы цели предпринимательской деятельности?

Основной задачей предпринимательства является удовлетворение общественных потребностей производимой продукции (работ, услуг), конечной целью - извлечение максимальной прибыли. Вместе с тем ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как:

·     увеличение объема продаж;

·     достижение более высоких темпов роста;

·     увеличение доли рынка;

·     увеличение прибыли по отношению вложенного капитала;

·     увеличение дохода акцию компании (если это акционерная компания);

·     увеличение рыночной стоимости акции (если это открытое акционерное общество);

·     изменение структуры капитала.

Согласно теории жизненных циклов организации первую стадию цикла жизни предприятия характеризует активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей, захват рынков. Второй стадии соответствует рост курса акции и прибыли, увеличение доходов собственников капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.

На третьей стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли, что стимулирует отток капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание, т.е. продолжение его операций в течение определенного периода времени, зачастую, не столько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

Бизнес должен быть общественно полезным (социальные цели), т.е. он должен обеспечивать рост благосостояние всего общества. Долгое время считалось, что получение прибыли и обеспечение благосостояния общества являются несовместимыми целями. Но в современных условиях, во-первых, государство встает на пути антиобщественных проявлений бизнеса; во-вторых, сам предприниматель чувствует социальную ответственность за свои действия, его к этому побуждает общественное мнение, социальная среда, законодательства, новые «правила игры», т.е. бизнес должен быть общественно полезным. Каждая сделка, приносящая бизнесу прибыль, в то же время должна означать прирост благополучия для общества.

 

Функции предпринимательства

 

С точки зрения функционального анализа различают функции:

1) производственную (организация производства);

2) финансовую (управление финансами);

3) управления кадрами;

4) маркетинговую (изучение рынка, реализация товара и т.д.).

С точки зрения экономического анализа различают функции:

1) товарно-обменную;

2) принятия основных решений;

3) ресурсную;

4) инновационную;

5) инвестиционную и др.

Развитие предпринимательства является необходимым условием создания рыночной экономики. При переходе к рынку необходимо сформировать комплекс условий для развития предпринимательской деятельности:

1.           Прежде всего, речь идет о приватизации, которая призвана возродить частную собственность как основу предпринимательства и конкуренцию, предоставить экономическую свободу предпринимателям, управляющим предприятиями различных форм собственности. Приватизация сформирует социальную базу нового, инновационного типа роста.

2.           Стабильность государственной, экономической и социальной политики, наличие позитивного общественного мнения относительно предпринимательства.

3.           Льготный налоговый режим.

4.           Развитая инфраструктура поддержки бизнеса.

5.           Существование эффективной системы защиты интеллектуальной собственности.

6.           Дебюрократизация процедур регулирования экономики.

Особенности преобразования собственности в российской экономике и зарубежных странах: цели , методы, результаты.

Приватизация — это передача объектов государственной собственности другим субъектам экономики (гражданам, предприятиям, организациям).

Особенности приватизации в РФ:

1)     Директивность- решение о приватизации принималось комитетами

2)     Приоритетность превращения госсобственности в частную.

3)     Приоритет социально-политических целей над экономическими (производилась оценка имущества по остаточной стоимости)

4)      Социальная деформированность при быстрой концентрации капитала.

Методы:

1)     прямая продажа за деньги активов и ценных бумаг

2)     льготная продажа или бесплатная передача активов работникам компаний

3)     массовая ваучерная приватизация

 

Приватизация в Восточной Германии

Цель: вывод восточных земель Германии на уровень западных по уровню качества жизни и экономического развития.

Методы:

1)     скорейшая приватизация в форме продажи наиболее эффективных, конкурентоспособных предприятий

2)     санация проблемных предприятий, если нет инвесторов, готовых их взять на себя

3)     ликвидация предприятий, не имеющих шансов на выживание, но по возможности превращение их в ядро кристаллизации новых видов деятельности.

В отличие от России, в Германии на первый план вышли вопросы занятости, а не социальной справедливости в распределении общенародной собственности.

Итоги:

Менее чем за год было приватизировано более 20 тыс. фирм главным образом в общественном питании и гостиничном хозяйстве, что послужило мощным стимулом в развитии малого бизнеса. Но несмотря на все это уровень жизни в восточной германии и сейчас находится ниже, чем на западе страны.