Рыночный спрос формируется на основе решений, принимаемых множеством отдельных лиц, которые руководствуются своими потребностями и наличными средствами. Для того чтобы распределить свои средства (ограниченные) между разнообразными потребностями, необходимо иметь какую-то общую основу для их сопоставления. Потребление товаров и услуг служит удовлетворению определённых потребностей или запросов потребителей. Полезность есть способность вещи удовлетворять потребности человека.

Для того, чтобы максимизировать ожидаемое удовлетворение или полезность, потребитель должен (каким - то образом) сравнивать, сопоставлять, соизмерять полезности различных благ и наборов. Существуют два  подхода к решению этой проблемы:

1. Количественный (кардиналистский) подход к анализу полезности и спроса (Джевонс, Менгер, Вальрас-представители маржинализма, последняя треть XIX века). Этот подход основан на представлении  о возможности измерения различных благ в гипотетических  единицах полезности – ютилях, но эти оценки имеют также индивидуальный, субъективный характер. Этот подход  не предполагает возможности объективного измерения полезности. Для разных потребителей ценность одного и того же блага будет различной.

2. Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности и спроса. Согласно этому подходу  от потребителя не требуется  умения измерять полезность того или иного блага  в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно, чтобы он был способен упорядочить все возможные товарные наборы по их « предпочтительности».

Для точного анализа поведения потребителя необходимо формально описать его целевые установки, т.е. зависимость уровня полезности от набора  потребляемых благ. Такая зависимость представляет собой функцию полезности, которая представляет соотношение  между объектом потребляемых благ и уровнем  полезности, достигаемой при этом потребителем:

U=f(x1,…,xn),

 

где U- уровень полезности (Utility) набора благ.

 x1,…,xn – количества потребляемых благ;

Для отдельного товара следует различать:

1. Общую совокупную полезность - полезность всего количества данного блага.

2.Предельную полезность - полезность последней доступной человеку единицы данного блага.

,

 

где U-совокупная полезность; X1-количество блага.

 

При неизменной потребности полезность зависит от запаса благ. По мере потребления каждой дополнительной единицы товара  общая полезность возрастает, а предельная полезность убывает, т.е. действует закон  убывающей предельной полезности.

На графике (рис.6) видно, что приращение полезности ΔU от каждой дополнительной единицы блага снижается.

 

.

    Этот закон (первый закон Госсена*)  содержит два положения:

первое констатирует  убывание полезности последующих  единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так чтодости-

Рис.6

 

гается  полное насыщение этим благом; второе -  убывание полезности  первых единиц блага при повторных  актах  потребления.

Равенство предельных полезностей  товаров свидетельствует о достижении оптимальной  структуры потребления (второй закон Госсена).

Правило максимизации  полезности заключается в таком распределении дохода потребителя, при котором  последний доллар, затраченный на приобретение  каждого вида продуктов, приносил бы одинаковую добавочную (предельную) полезность. Тогда потребитель будет находиться в состоянии равновесия и не будет стремиться изменить структуру  потребления. Это правило в алгебраической форме можно представить в следующем  виде:

Связь между потребностями и спросом опосредована  оценками, которые  субъекты  дают полезностям  различных благ (рис.7).

 

 

 

 

 

 

 


Рис.7

 



* Госсен-немецкий экономист (1810-1858гг.)