Эластичность спроса и предложения.

Эластичность – это способность одной переменной изменить другую.

Эластичность спроса – это взаимодействие количества продукта и цены, т.е. интенсивность реакции спроса на изменение цены. Таким образом, эластичность спроса показывает, на сколько % изменится спрос, при изменении цены на один %.

Ed = Q/Q : Р/Р

P, Q изменение спроса и предложения.

P, Q – прежняя цена и спрос.

 

Виды коэффициента эластичности(Ed)

 

Ed

Характеристика

│Ed │> 1

Эластичный спрос (при повышении цены на предметы роскоши спрос на них снижается значительно, общая выручка PQ снижается)

│Ed│= 1

Единичная эластичность (при повышении цены на товары непервой необходимости спрос на них уменьшается пропорционально и общая выручка остаётся неизменной )

│Ed│< 1

Неэластичный спрос (при повышении цены на товары первой необходимости спрос на них снижается незначительно и общая выручка при этом растёт)

│Ed│= 0

 

Абсолютная неэластичный спрос (при любом изменении цены спрос не меняется, т.е. приобретается одно и тоже количество товара)

│Ed│= ∞

Абсолютно эластичный (при любом незначительном изменении цены, спрос либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля).

                                                           

Т.к. цена и спрос находятся в обратной зависимости, коэффициент эластичности спроса всегда имеет отрицательное значение.

Коэффициент эластичности предложения рассчитывается по той же формуле:

Eg = Q/Q : Р/Р

Q – предложение

Eg всегда имеет положительное значение, т.к. предложение и цена находятся в прямой зависимости.

 

Важнейшей характеристикой спроса является его эластичность по цене d) (реакция спроса на изменение цены товара), которая рассчитывается как частное двух отношений: 1) измене­ния спроса к среднему арифметическому начального и конечного значений спроса и 2) изменения цены к среднему арифметическому начального и конечного значений цены. Величина Еd изменяется при перемещении по кривой спроса и принимает одно из следующих - 5 значений:

рис%202

- коэффициент эластичности спроса по цене.

Эластичность спроса по цене: а) абсолютно эластичный спрос (прямая параллельна оси X, угол равен 0°;  б) эластичный спрос (угол больше 0°, но меньше 450) в) спрос единичной эластичности (угол равен 450) г) неэластичной спрос (угол больше 45°, но меньше 90°); д) абсолютно неэластичный спрос (прямая перпендикулярна оси Х).1) Ed ® ¥ абсолютно эластичный спрос: при уменьшении цены выручка уменьшается, при увеличении цены – выручка уве­личивается;2) Еd > 1 – эластичный  спрос при уменьшении цены выручка увеличивается, при увеличении цены – выручка падает;3) Ed = 1 – спрос единичной эластичности: при изменении цены выручка не из меняется;4) Ed < 1 – неэластичный спрос: при уменьше­нии цены выручка уменьшается, при увеличении – увеличивается;5) Ed = 0 – абсолютно неэластичный спрос: при любом изме­нении цены количество товара, на которое предъявляется спрос, остается постоянным.Эластичность спроса по доходуЭластичность спроса по доходу — это реакция спроса на из­менение покупательной способности приобретателя данного то­вара, при этом если значение эластичности: а) больше «нуля», но меньше «единицы» - товар относится к предметам первой необходимости; б) равно «единице» - второй необходимости; в) боль­ше «единицы» - к предметам роскоши.

Эластичность предложения это показатель относительного изменения предлагаемого на рынке коли­чества товара в соответствии с относительным изменением конкурентной цены. Коэффициент эластичности предло­жения (Е) представляет собой отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

На рис. показаны три линии предложения с разной эластичностью. 1) ЕS<1 – неэластичное предложение (сильное изменение цены вызывает слабое изменение предложения);2) ЕS=1 – слабое (сильное) изменение цены вызывает такое же слабое (сильное) изменение предложения;3) ЕS>1 – эластичное предложение (слабое изменение цены вызывает сильное изменение предложения).Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: от дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки произ­водственных мощностей, наличия свободной рабочей си­лы, быстроты перелива капитала из одной отрасли, в дру­гую и т. д.

 

19полезность.Свойства полезности.Общая и предельная полезность блага.закон убывания пред.полезности.Полезность-способность удовлетворять конкретные потребности человека. Общая полезность-удовлетв.которое получают от потребления определенного набора единиц товара или услуги. Предельная полезность-добавочная польза, или удовлетв. извлекаемой потребителем из одной дополнительной единицы конкретного товара.Закон убывающей предельной полезности-по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность сокращается.Ценность товара определяется субъективными представлениями о предельной полезности.По скольку предельная полезность блага по мере потребления снижается, то потребитель увеличивает объем покупок лишь при снижении его цены..